Телеканал
«Столица». Телевизионный журнал «Персона»
Лариса
Шамикова, главный редактор журнала «ПЕРСОНА».
Те,
кто смотрит нашу передачу не в первый раз, уже
привыкли, что мы, как правило, встречаемся в
исторической зоне нашего замечательного города.
Сейчас мы на улице Большая
Никитская. Улица известная, улица старинная,
некоторое время назад она носила имя Герцена. Но
в 90-х годах этому памятнику под открытым небом
вернули его исконно московское название. Улицу
заселяют старомосковские особняки,
неповторимые, и именно эта улица дает
представление о нашем городе. За мною здание
Центрального дома литераторов, очень известное в
Москве место. Известное до революции,
известное в советское время. Пригласил нас
сюда замечательный российский поэт, писатель,
философ, филолог Константин Александрович
Кедров. Его молодость, его юность связаны
с этим зданием. И о том, какие тайны хранит это
здание, о том, как живет сегодня, чем дышит
современный отечественный поэт, и поведает нам
Константин Кедров, на встречу с которым я вас
приглашаю.
---------------------------------------------
Фрагменты
видео-записи творческого вечера
К.Кедрова в ЦДЛ.
Константин Кедров.
Дивным
ладаном захлебнется
голодающий
жернов 8
перемалывающий храмы
В
холеный футляр
двоебедрой
секиры
можно
вкладывать только себя
Андрей Вознесенский.
Сегодня
удивительный какой-то вечер был, такого еще не
было. Такой кайфовый, совершенно
не эстрадный, не дешевый, не политический.
----------------------------------------------------
Лариса Шамикова.
Здравствуйте,
Константин Александрович. Большое спасибо за
приглашение в это замечательное место. Может
быть, в нескольких словах вы расскажете, почему
вы назначили нам здесь свидание, или встречу, как
вам больше нравится.
Константин Кедров.
Этот
дом такой «намоленный», я бы сказал. Это и
знаменитый дом, описанный в романе «Война и мир»,
здесь была масонская ложа, здесь император бывал.
Вот позади нас балкончик – здесь Великий магистр что-то вещал. Но, конечно, для
моего поколения это, прежде всего, святая святых
– библиотека ЦДЛ. И в ЦДЛ-то вход был далеко не
каждому. Нас не пропускали, мы не члены Союза
писателей. А писатели нас проводили окольными
путями. Симонов, допустим, или Светлов под ручку
проводил.
Л.Ш.
А
сегодня вы в Центральном доме литераторов, как я
понимаю, свой человек. Вы президент Русского
поэтического общества Ассоциации поэтических
обществ (FIPA UNESCO). А о
сегодняшней, современной литературной жизни не
только этого уголка Москвы, но и вообще – вот
такой ландшафт – что бы вы рассказали?
Кедров.
Я
бы сказал, что сейчас поэзия переживает такой
расцвет, по сравнению с которым даже то, что было
в начале ХХ века, слегка тускнеет. Ведь на самом
деле и Брюсов, и Блок, и Хлебников, Маяковский,
Ахматова – это довольно узкий круг, это очень
небольшое количество людей, их читающих. Но зато
для них все было: и журналы…
Л.Ш. …
И
книжки, и вечера, и поклонники.
Кедров. Сейчас знает-то,
конечно, большее количество людей, но для этого
круга людей, которые знают и понимают, ничего нет.
Л.Ш.
Вы
считаете, поэзия – дело камерное или
общественное? И вообще. В вашем понимании – что
такое поэзия?
Кедров.
Поэзия
– это смысл человеческой жизни. Мы живем, потому
что мы чувствуем вкус к жизни. А что этот вкус
дает? Поэзия, только поэзия. Она не обязательно в
стихах выражается, но и просто в человеческих
отношениях, в архитектуре, во взгляде на мир, в
еде, во вкусе, в том, как расставлены ложки-вилки,
и в том, что мы един ложкой и вилкой… Это
все поэзия, это совершенно не обязательно. Можно
просто взять – и из миски, ведь так и ели когда-то,
а можно и без миски.
Л.Ш.
Вы
считаете, что поэзия – это получение
удовольствия от жизни?
Кедров.
Вкус
к жизни.
Голос за кадром.
Кедров
Константин Александрович, поэт, филолог, критик.
Окончил историко-филологический факультет
Казанского университета и аспирантуру
Литературного института им. Горького. Кандидат
филологических наук, доктор философских
наук. Создатель анаграммно-палиндромического
стихосложения (палиндронавтики). Глава
поэтической школы метакода
и метаметафоры и автор этих терминов.
Преподаватель Литературного института (1974-1986).
Декан Академии Поэтов и
Философов Университета Натальи Нестеровой (с 2001
года оп настоящее время). Создатель поэтической
группы ДООС
(Добровольное общество охраны стрекоз). Автор
нескольких книг стихов. Член Союза писателей
Москвы. С
Л.Ш.
Я
хотела вас спросить, а вы кем себя считаете –
поэтом или ученым?
Кедров.
Конечно,
поэтом. Но так получилось, что я сделал открытие.
Л.Ш.
Вот
я как раз и веду разговор к вашему открытию.
Расскажите нам, пожалуйста, что такое метакод.
Кедров.
Это
единый код вселенной. Есть генетический код
всего живого, а есть общий код, вселенский
метакод. Мои предположения, что он выражен
прежде всего в очертаниях звездного неба,
полностью подтвердились сейчас, потому что
сфотографировали реликтовое излучение, которое
возникло от начала всего мироздания…
Л.Ш.
Американцы
сфотографировали?
Кедров.
Да,
спутники НАСА. И выяснилось, что это излучение
голографично. А голографично – это как? Вот если
этот портрет разделить пополам, то он и будет
пополам, а голографично – это на одной половине
целый портрет и на другой половине тоже целый
портрет. На четыре части – четыре портрета. Вот
так устроена наша вселенная, то есть в каждом
миллиметре вселенной вся вселенная содержится.
Л.Ш.
Это
открытие подтверждает…
Кедров.
…реальное
бессмертие человека.
Л.Ш.
Подтверждает
все то, что религии говорили давным-давно.
Кедров.
Они
говорили о вселенском теле: тысячеликий,
тысячеглазый Пуруша, только одна четверть твоя
на земле, три четверти твои простираются в небо.
Твое дыхание – это пространство, твое зрение –
это солнце, твой слух – это луна, твоя кожа – это
звездное небо. Индийские Упанишады, древнейший
текст.
Л.Ш.
Любая
религия говорит о бессмертии души.Кедров.
Конечно. «Одеяся светом яко ризою, наг
на суде предстояше» – песнопение пасхальное о
Христе. Человек – вселенная, одетый светом, яко
ризою – всей вселенной.
Л.Ш.
Я
не могу не задать вам вопрос, который мне очень
симпатичен – это касается вашего общества
охраны стрекоз ДООС. Вы знаете, что сейчас
готовится очередной номер журнала «ПЕРСОНА».
Там, я могу нашим зрителям сказать, замечательное
ваше эссе. Это беседа с сербским писателем
Милорадом Павичем. Он тоже номинант на
Нобелевскую премию, это первое. Второе – вы его
приняли, там вы нам об этом рассказываете, в это
общество. Что же это за общество?
Кедров.
Добровольное
общество охраны стрекоз возникло у меня из
стихотворения. Было у меня такое стихотворение:
В
окруженье умерено вянущих роз
обмирает
в рыданиях лето.
Гаснет
радужный крест стрекозы,
где
Христос
пригвождается
бликами света.
Поднимается
радужный крест из стрекоз,
пригвождается
к Господу взор,
распинается
радужно-светлый Христос
на
скрещении моря и гор.
Вот
об этой стрекозе я вспомнил в связи с басней
Крылова, где муравей…
Л.Ш.
…и
стрекоза.
Кедров.
Как
говорил Аверинцев, мы с ним вместе в Сорбонне
выступали, он делал доклад как раз об этой басне,
«в русском переводе у нас получилось, что муравей
– просто хам». Стрекоза к нему
приходит, просит погреться, а он говорит – иди попляши. Все-таки у Лафонтена это
цикада, цикада – она поет. И приходит она все-таки
не к муравью, а к муравьихе.
Л.Ш.
А
женщина женщину может не пустить.
Кедров.
Но
все равно и в том, и в другом случае я считаю, что и
Лафонтен, и Крылов…
Л.Ш.
…со
своей моралью не правы!
Кедров.
Не
правы. Пение – это дело. «Ты все пала? Это – дело!»
– утверждает Добровольное
общество охраны стрекоз, образованное мною в
84-ом году. Вот есть ДОСААФ – Добровольное
общество содействия армии и флоту, а вот мы
содействуем поэтам…
Л.Ш.
…поющим
людям.
Кедров.
Вознесенский
– стрекозавр. Генрих Сапгир, замечательный был
поэт, тоже стрекозавр. Я стихозавр.
Л.Ш.
Хочу
вам подарить номер журнала «ПЕРСОНА». Мы с вами
встретились первый раз в 2002 году, обсуждали тему
«Репутация», и здесь было ваше первое
выступление. Мне очень запомнились ваши слова:
Личность может быть носителем зла, но добро
никогда не исходит от масс». Мы с вами
подружились, вы стали нашим автором. Я говорю для
наших зрителей: прошедшим летом у нас вышел номер
на тему «Иллюзии», и Константин Александрович
оказал нам честь – дал для первой публикации
свою потрясающую поэму «Фиалкиада». И вот я
этот номер тоже вам дарю. И последний номер на
тему «Одиночество». Мы сначала здесь хотели
печатать ваше интервью
с Павичем, потом решили, что вы абсолютно не
одинокий человек, вы человек мира, вы человек
вселенной, и потому мы все ваши почитатели.
Большое вам спасибо за эту встречу, и плодите,
размножайте свое замечательное общество, племя
поющих людей.
Фрагменты
из передачи телеканала «Культура»
Кедров.
В
это время змея, сползающая с откоса в мазуте,
оставляет
кожу на шпалах, как шлейф Карениной.
В
это время в гостиную вваливается Распутин,
и
оттуда вываливаются фрейлины.
Все
охвачено единым вселенским засосом,
млечный
осьминог вошел в осьминога,
двое,
образующих цифру 8,
друг
из друга сосут другого.
Так
взасос устремляется море к луне
так взасос пьет священник из чаши церковной,
Так
младенец причмокивает во сне,
Жертвой
будущей переполнен.