Константин Кедров Советский ИОВ (Вадим, “Памятник современному состоянию. Миф”. М., Вагриус, 2002) Знаете ли вы, что означает библейское имя ИОВ, начертанное большими буквами? Это титул, присвоенный скульптору Вадиму Сидуру. Начальные буквы этого имени означали – инвалид отечественной войны. У Сидура есть скульптура, где юная девушка страстно обнимает и ласкает человеческий обрубок без рук, без ног. Это был почти что реализм послевоенных лет. Разумеется, скульптурные композиции такого рода не входили в ленинский план монументальной пропаганды. Не найдете вы таких изображений в Волгограде на Мамаевом кургане или у стен Кремля вблизи могилы Неизвестного солдата. Сидур – известный солдат. После войны его оружием стало зрение скульптора. Из ржавых водопроводных труб в шляпах и из разбитых унитазов Сидур строил свои скульптурные композиции, изображающих не выдуманных, а реальных советских людей. Советские граждане, облеченные властью, не узнавали себя в этих композициях. Им ближе была портретистика Глазунова и Шилова, поэтому ИОВ Сидур в их сознании не существовал. Подобным же образом они сочли несуществующим Эрнста Неизвестного, тоже чудом вернувшегося с войны живым. Два самых русский скульптора второй половины ХХ века были в своем отечестве подвальными невидимками. Все, что они создавали, не способствовало оптимистическому мировоззрению. Однако, если бы жизнь Сидура сложилась удачнее и получил бы он признание государства, он все равно не смог бы забыть бесчисленные аресты, посадки, расстрелы многих и многих знакомых людей, не говоря уже о мясорубке войны, о которой только сегодня люди узнают какую-то полуправду. Так в 70- годах сформировался манифест Сидура “Гроб-Арт”, пародирующие радужные манифесты авангардистов начала века. “Гроб-Арт – это искусство эпохи равновесия страха. Главные аксиомы Гроб-Арта:
Гроб-Арт утверждает, что все убыстряющееся развитие человечеством науки и техники приводит к постепенному исчезновению ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВСТУПАЕТ В БЕЗВРЕМЕНЬЕ”. Реализация этого манифеста в тексте книги. Чтобы не цитировать, приведу только варианты: гробы космические; гробы шоколадные, кислые, сладкие, горькие; гробы обнимающиеся, целующиеся, совокупляющиеся; гробы беременные, гробы верующие; гробы реакционные, гробы прогрессивные и т.д. Но не думайте, что Сидур мрачный человек. Его гробы в скульптурах и в рисунках живут вполне полноценной радостной жизнью. Они действительно любят, целуются, выпивают и пляшут. И вообще это старая европейская тема – вспомним “Пляски смерти” Гольбейна. Кстати, именно Сидуру принадлежит ушедшая в фольклор ХХ века расшифровка слова ГРОБ. Это Гражданская Оборона. Не знаю, сохранилась ли сейчас в вузах и школах эта замечательная дисциплина, которая рекомендовала населению в случае начала атомной войны завернуться в простыню и ползти на кладбище. Книга была задумана автором как дневник, который прервется в момент смерти на полуслове. Поэтому в предисловии говорится: “Завещаю считать МИФ законченным в тот момент, когда он прервется по причинам от автора не зависящим”. Сидур – философ. Он считает, что человек может и должен оставаться человеком даже в аду. Его жизнь – скульптура и эта книга. Яркое доказательство того, что такое чудо возможно. |