Константин
КедровИерусалимский
синдром
(Вавилон и Иерусалим. Ближневосточный конфликт в свете Библии. Москва – Иерусалим, MCF, 2002) Антисемитизм, как и всякий национализм, можно назвать общественным сумасшествием, затянувшимся на всю историю. Иногда нас даже пытаются убедить, что это вполне естественное, чуть ли ни нормальное свойство человеческой природы. И в это можно было бы поверить, если бы время от времени не раздавались голоса людей гениальных и здравомыслящих. Чувство глубокой грусти не покидало меня, когда я читал эту книгу. Я и раньше читал эти труды и проповеди против антисемитизма, но собранные под одной обложкой, они создают критическую массу взрыва возмущения против человеческой тупости и хронического зломыслия. Посмотрите, какие люди пытались вразумить человечество, и все напрасно. Святитель Феофан Затворник, митрополит Филарет (автор русского катехизиса), Святой Иоанн Крондштатский, Владимир Соловьев, Вячеслав Иванов, Николай Бердяев, священник и богослов Сергей Булгаков, легендарный архиепископ Иоанн (Шаховской). Все напрасно. Вся беда в том, что людей духовно здоровых и убеждать не надо. Они сами знают, что гордиться антисемитизмом то же самое, что хвалиться застарелой грыжей. Конечно, с кем чего не бывает. Однажды Чехов, раздраженный критикой, что-то сказал о прессе, “скупленной инородцами”. Что-то вдруг пробурчал Лев Толстой в разговоре с дочерью. Потом, правда, повинился, но остались записи в дневнике о том, что на веранде сидит раввин, и примечание: мол, “трудно любить еврея”. С недоумением читаем сегодня письмо Достоевского по еврейскому вопросу, где он, решительно и бесповоротно осудив антисемитизм во вступлении, предъявляет затем евреям такой список всевозможных провинностей, что оторопь берет. Чувствовал Достоевский, что близится чудовищная расплата за зоны оседлости. Предсказывал, что рано или поздно, вырвавшись из таких зон, евреи превратятся в революционеров и будут люто мучить своих мучителей. Замечу, что никакого исторического прощения всем этим революционным мучителям, будь они евреи, латыши, русские или поляки, быть не должно. И все же ошибался Достоевский. Массой революции стали не евреи, а русские мужики, вырвавшиеся из зон оседлости своих деревень, где у них не было ни прав, ни земли. И этим мужикам тоже нет никакого прощения за те насилия и убийства, которые они творили в чужом и своем отечестве, отыгрываясь на стариках, женщинах и детях за свою злую судьбу. Парадокс истории, но Вавилон, часто именуемый в Библии блудницей, проще говоря, путаной, выносил эту Библию в своем чреве. “На реках вавилонских мы сидели и плакали”, – поется в библейском псалме. Так вспоминается знаменитое вавилонское пленение – депортация евреев из Иерусалима в Вавилон. Однако, поколение за поколением, евреи прижились в Вавилоне, как позднее приживутся они в будущей Европе, подарят миру новую религию – христианство, и философию Спинозы – еврея, отлученного от синагоги, а позднее и от церкви. Поэт Леонид Топчий, отсидевший 10 лет в сталинских лагерях, прочитал мне когда-то такое четверостишие: “Два еврея замутили свет, // оттого на свете счастья нет. // Суета одна и маята // от ученья Маркса и Христа”. Ну, я бы не ставил на одну доску Христа и Маркса. Величины несоразмерные, но трудно отрицать, сколь велико влияние этих двух сыновей Израиля. Только Маркс скорее дитя Вавилона, а Христос Иерусалима. Многие люди в Советском Союзе были несказанно изумлены в 60-х годах, когда узнали из газет, что Иерусалим не библейский образ, а реально существующий город. Так сегодня изумляются американцы, узнав, что Вавилон – это Ирак, а новый Навуходоносор – Хусейн. Неужели так глубока и прочна историческая память, что битва Вавилона с Иерусалимом продолжается три тысячелетия? Лидер палестинцев Арафат с гордостью заявляет, что его предки жили на земле Иерусалима еще до того, как сюда пришел Авраам, отец всех евреев. Забавно, что антисемиты, как им кажется, безошибочно определяют, кто еврей, а кто палестинец или житель юга Франции. Когда Сталин, позавидовав пропагандистскому успеху Гитлера, решил после войны развязать в Советском Союзе антисемитскую кампанию, в журналах стали появляться карикатуры на горбоносых брюнетов. В такой типаж можно было вписать Галича, но никак не Визбора в роли Бормана. Однако, стоит посмотреть на Визбора, как на еврея, и перед вами типичный еврей. А проще говоря, стоит на любого человека посмотреть, как на еврея, и он сразу станет типичным евреем. Ведь человек всегда видит то, что хочет видеть. Фет обучался в юнкерской школе и стал там закоренелым антисемитом. Потом чуть не сошел с ума, узнав, что он “полтинник” (наполовину еврей). А потом и вовсе выяснилось, что русский поэт Афанасий Фет полный еврей. Полжизни он угрохал на то, чтобы сменить свою фамилию на дворянскую – Шеншин. Но мы-то помним и любим Фета: “Шепот, робкое дыханье, трели соловья…” И пошли они все к очень дальней праматери со своими пятыми пунктами и пунктиками, сводящими с ума великих поэтов. Горе тебе, Вавилон, горе тебе Иерусалим. Оба города были разрушены до основания более поздними завоевателями. Потом в Европе Иерусалим превратился в некий фантом. Войны за него не прекращались тысячелетиями, а его самого уже давным-давно не осталось. Сегодня мы видим архитектурные декорации, возведенные по указу византийских императоров. Но в декорациях живут люди. Кто они? Арабы? Евреи? Палестинцы? У половины из них одна национальность – узник. Узники Дахау, Освенцима, ГУЛАГа, вырвавшись из сталинско-гитлеровского ада, угнездились вокруг развалин Соломонова храма под названием Стена плача. Сегодня их ежедневно убивают камикадзе-шахиды, считающие, что, взрывая себя в автобусе или кафе, они выполняют волю небес. Так авторы некоторых книг Библии считали героизмом и доблестью убийство филистимлян, ныне действительно истребленных. Попытка Христа прервать цепь убийств две тысячи лет назад успехом не увенчалась. Слова апостола: “Нет ни эллина, ни иудея”, – так и не растопили заскорузлые человеческие сердца. Я не верю, что антисемитизм и национализм когда-нибудь будут преодолены, как не верю в окончательную победу над чумой или оспой. Но загнать антисемитизм в бутылку, как оспу или чуму в пробирку, задача вполне реальная. Ведь другой альтернативы для выживания у человечества просто нет. Пример тому – до основания разрушенный древний антисемитский Вавилон и до основания разрушенный древнееврейский Иерусалим. Хорошо сказал когда-то мой друг поэт Евгений Винокуров: “Крестоносцы перли, принимая каждый город за Иерусалим”. Закоренелый иерусалимский синдром. |