Константин Кедров Маги и Маглы Никто не в состоянии понять или предсказать судьбу литературы. Еще в XIX веке Белинский объявил крестовый поход против любой фантастики, заявив, что будущее принадлежит очерку да еще и “физиологическому”. Ничего подобного не произошло, но крен в сторону реализма наметился довольно отчетливо лет на сто. Еще суровее против сказок и фантазий высказался известный инженер Полетаев в конце 50-х годов. В письме в “Комсомольскую правду” он сообщил, что запрещает своей дочери читать сказки. Незачем уводить детей от реальности и засорять им мозги тем, чего нет. Не знаю, как сложилась судьба дочери Полетаева, автора великолепной научно-популярной книги по кибернетике “Сигнал”, но детству ее я не завидую. Неужели бедная девочка так и не прочла “Старика Хоттабыча” Лагина, “Незнайку” Носова или “Алису в стране чудес” Кэрролла? Хотя Алису она тогда вряд ли могла прочитать, поскольку существовал один-единственный, очень примитивный перевод, да и он к тому времени стал уже библиографической редкостью. Между тем, каждое поколение непослушных читателей открывает для себя свою библию. Сказочная эпопея Толкина господствует в умах детей и подростков уже нескольких поколений. От Карлсона, живущего на крыше, поехала крыша у миллионов детей во всем мире. И вот пришло время иных героев. Новое поколение выбрало Гарри Поттера. Чем отличается нынешний англосаксонский Поттер от популярного когда-то Вольки ибн Алеши? Он тоже учится в школе, но не в советской, а в волшебной. Кроме того, количество приключений на свою голову у выходца из волшебной семьи намного больше, чем у нашего знаменитого пионера. Коммерция требует серийности. Филолог Толкин, наверное, не предполагал, что созданный им сказочный эпос продолжат безграмотные, но удачливые литературные подельщики. Джоанн Ролинг решила не отдавать свое детище в чужие руки, а потому кроме “Философского камня” написала “Тайную комнату” и “Узника Азкабана”, где приключения Поттера перерастают в дурную бесконечность. Ничего не поделаешь, дети любят, когда им на тысячу ладов варьируют одно и то же. Поттер плоть от плоти Питера Пэна, но это уже современный мальчик, полностью лишенный рефлексии и всякого рода избыточных переживаний. Кроме того, после безудержных медитаций Толкина, сводящих с ума не только подростков, но и инфантильных взрослых, здесь чувствуется отчетливое стремление вернуться на землю. Школа, где учится Поттер, волшебная, но все же школа. Поттер – маленький волшебник, но все же школьник. У детей всегда есть параллельный мир, противостоящий скучному распорядку взрослых – Маглов. Кстати, о Маглах. Их постоянная борьба с магами – вечное незримое идеологическое противостояние детей и взрослых. Дети, как правило, – маги, их мир кишит добрыми и злыми волшебниками, о которых у взрослых довольно смутное представление. Насколько далеко зашло противостояние, можно судить по дискуссии под названием: “Гарри Поттер. Очарование магии”, – отгремевшей декабре на итальянском канале Rai uno в программе “Porta a porta”. Президент Международной ассоциации экзорцистов заявил, что вся магия идет от сатаны и уводит от католической веры. Белый маг в сияющих серебряных одеждах, возмущенно жестикулируя, возразил, что бояться надо только черной магии. Детский психотерапевт выслушала обоих и снисходительно объяснила, что детские фантазии – это нормально. Наконец появился фокусник-иллюзионист, напомнил про Пиноккио, чьи приключения всем присутствующим хорошо известны, а потом положил на стол полуодетую девушку, которая, повинуясь движениям его рук, медленно поднялась в воздух. Все это действо перемежалось отрывками из фильма о Гарри Поттере, который с невероятным успехом прошел в Италии. Выходящих из кинотеатра детей и взрослых атаковали тележурналисты, а все зрители улыбались и говорили: “Прекрасно!” И даже промелькнула на экране девица, у которой на лбу сияла серебристая молния – копия знаменитого шрама, что остался на челе юного волшебника после встречи со злым чародеем. В сказочной эпопее Ролинг есть магическое зеркало, которое показывает человеку все, что он хотел бы увидеть. Очень опасное изобретение, от которого может погибнуть вся современная цивилизация. Опасен и философский камень, с помощью которого можно добиться чего угодно. Но, слава Богу, добрые волшебники этот камень уничтожили. Чувствуете совершенно новые, антинаркотические мотивы? Когда-то приход и господство виртуальности казался раскрепощением. Сегодня человечество осознало, что может стать рабом своих иллюзий. Гарри Поттер – первый вестник освобождения от навязчивых магических чар. Он не маг и не Магл, он маленький человек, нашедший выход к реальности из волшебного царства грез. |