КАНОН
(Краткая литературная энциклопедия, т.9. М., 1978).
КАНОН художественный (греч. — правило), система
устоявшейся, нормативной художественной
символики. Особое значение имел для органических
культурных эпох доромантического прошлого,
преимущественно древности и средневековья (ср.
ст. Стиль). Наиболее древний фольклорный К.
обусловлен магической функцией жанров обрядовой
поэзии, заговора и заклинания. Одно из главных
канонических свойств этих жанров —
оптимистическая концовка: победа человека над
враждебными силами. Древнейший канонический
фольклорно-мифологический сюжет — герой,
побеждающий чудовище тьмы и спасающий солнце,
герои, погибающие и воскресающие: Гильгамеш,
Озирис, Геракл, Рама, Вяйнямёйнен, Георгий
Победоносец. Канонический жанр жития, система
его изобразительных средств в значительной мере
наследовали фольклорную традицию: полярность
образов, внезапное перерождение героя (ср.
превращение Ивана-дурака в Ивана-царевича), мотив
испытания. Однако доминирует здесь библейский
мотив духовного обновления (превращение
грешника в праведника через преодоление
искушения).
В крупных эпических циклах («Махабхарата», «Эдда
Младшая», «Илиада», «Одиссея») ярко выражены
черты мифологического канона (см. Мифы}. Здесь
канонична сама мифологическая основа произв. Для
мифологического канона характерна
детерминированность фабулы (как ее трактует
«формальная школа») содержанием мифа. Так, вся
античная мифология становится у Гомера фоном по
отношению к одному эпизоду Троянской войны («Илиада»).
Мифологическая предопределенность ярко
выступает в теме судьбы, пронизывающей всю
античную литературу.
В целом канон древних и средневековых литератур
определялся преимущественно литературными
памятниками, возведенными народами в ранг
«священного писания» («Ригведа», «Типитака»,
«Авеста», «Библия», «Коран» и др.). Существует
исторически обусловленная зависимость между
собственно художественным и религиозным каноном
(индуистский, буддийский, библейский,
христианский канон). Канонизация («освящение»)
памятников мировой литературы, с одной стороны,
способствовала сохранению древнейших текстов
«Упанишад», «Дхаммапады», «Авесты», «Библии», а с
другой — приводила к забвению многих
произведений, не включенных в канон, получивших
название апокрифов. Так, утверждение
христианства привело к канонизации в 4 веке
Четвероевангелия, в то время как большая часть
остальных евангелий, обладавших не меньшими
художественными достоинствами, была предана
забвению (обнаруженные в 1945 в Египте апокрифы
«Евангелие от Фомы» и др.).
Многозначность мифа в истории порождает
многообразие опирающихся на него канонических
систем (античная мифология стала основой многих
эстетических канонов: античный канон, канон
Возрождения, канон классицизма). В мировой
литературе всегда актуальна проблема
неканонического истолкования — заимствования.
Часто в сознании художника совмещается
каноническое и неканоническое восприятие мифа (христианская
и античная мифология «Божественной комедии»
Данте). Канонические мифологические образы не
следует отождествлять с архетипами; сравним
различное использование образа Христа Ф. М.
Достоевским в романах «Братья Карамазовы» («Легенда
о великом инквизиторе») и «Идиот»: в первом
случае интерпретация не заслоняет канонического
образа, во втором — образ Мышкина существует
независимо от евангельского сюжета, хотя явно
соотнесен с ним по смыслу.
С исчезновением целостной идеологической основы,
крушением общезначимых этических норм канон
перестает существовать как единое целое. В
последний раз в истории европейской литературы
канонические предписания как обязательные,
нормативные были действенны в эстетике
классицизма (строгое деление на жанры, единство
места, времени, действия). Романтическая эстетика
впервые стала рассматривать канон как
препятствие для выражения авторской
индивидуальности.
Подлинный эстетический канон возникает не
вследствие искусственных предписаний; он
формируется в русле определенной культурной
традиции как язык искусства своего времени, не
более нормативный, чем любая знаковая система. В
этом смысле можно говорить о каноничности как о
свойстве, всегда присущем искусству, и о проблеме
индивидуального авторского стиля, появление
которого возможно лишь на контрастном по
отношению к нему общеканоническом фоне.
Некоторые канонические свойства искусства носят
всевременной характер. Такова световая
символика мировой поэзии от фольклора до наших
дней (свет — символ добра, тьма — символ зла;
пространств, оппозиция верха и низа),
карнавальное переодевание, снятие маски и
узнавание, полярные превращения (—) в (+) и (+) в (—),
смерть и воскрешение положительного героя.
Будучи каноническими, эти черты воспринимаются
по-новому в каждую историческую эпоху, но
сохраняются в искусстве, как отраженные в нем
первообразы вечного бытия, мира и человека.
На основе канонического истолкования Библии
созданы виды богослужебного К.: католическая
месса, православная литургия (Василия Великого,
Иоанна Златоуста), утрени, вечерни, драматически
воплощающие библейские события — от сотворения
мира до страшного суда и всеобщего воскресения. В
состав утрени входит канон в узком значении —
сложный девятичастный жанр, «песнь в похвалу
святого или праздника» (В. Даль). Он представляет
собой диалог между чтецом и хором или между двумя
хорами о библейском или житийном событии,
которое переживается как прошлое и одновременно
ныне происходящее (например, песнь воскресения:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть
поправ / и сущим во гробех живот даровав»; здесь
пауза показывает двухчастное строение строфы: 1-я
повествует о том, что произошло, в прошлом, 2-я — о
последствии воспоминаемого события для всех
времен).
Диалектика «временного» и «вечного» составляет
основу полного девятичастного канона – гимна (сложился
к 8 в. и вытеснил кондак). Все девять песен
соотнесены с ветхозаветными сюжетами, каждый из
которых переживается как предвестие
новозаветного события (например: переход евреев
«по морю аки по суху» — как пророческое
предсказание чуда непорочного зачатия и
Рождества). Классиком канона-гимна был Андрей
Критский («Великий канон»); его продолжатели
Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский и др.
Лит.: Филарет, Обзор рус. духовной лит-ры, СПБ. 1857;
Проблема канона в древнем и средневековом иск-ве
Азии и Африки, М., 1973; Померанц Г.С., Иконологич
мышление как система и диалог семиотич. систем, в
сб.. Историко-филологич. исследования, М., 1974;
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизант. лит-ры.М., 1977 (указатель). |