ЛАРЕЦ КОЩЕЯ
(О книге: «В. Я. П р о п п. Исторические корни
волшебной сказки. Л. Издательство Ленинградского
универ-ситета. 1986)
Сказка — самая таинственная область ли¬тературы,
Ни на каком ковре-самоле¬те не угнаться за
человече-ской фантазией. После лихих набегов
разных философских школ тайна по-прежнему не
разгадана.
XIX век подарил нам книгу А.Н. Афа¬насьева
«Поэтические воззрения славян на природу». В XX
веке, как представляет¬ся, самые значительные
труды в этой обла¬сти — «Золотая ветвь» Фрэзера,
«Морфоло¬гия сказ-ки» В.Я. Проппа и менее
извест¬ная его книга «Исторические корни
волшеб¬ной сказки» (ЛГУ, 1946), кото-рая давно
ста¬ла библиографической редкостью. Тем бо¬лее
ценно новое издание
В.Я. Пропп — признанный основополож¬ник
структурального метода в ис следовании
фольклора. Но, увы, нынешнее признание ученого
носит чисто парадный, академиче¬ский характер.
Его школа до сих пор на¬ходится на задворках
официальной фольк¬лористики, а если мы полистаем
нынешние учебники по фолькло-ру для вузов, то
найдем там лишь слабые следы его книг.
В учебниках говорится, что сказка «по¬могала»,
«отражала», «высмеивала». Иногда, ссылаясь на М.
Горько-го, со вздохом признают, что кое-что еще и
«предвидела», ко¬вер-самолет например. В ней
отражена меч¬та простого народа о прекрасной
жизни. Еще учебники уныло классифицируют:
сказ¬ки о животных, сатириче-ские, бытовые,
вол¬шебные. После всей этой премудрости их и
читать не хочется.
После книги Проппа сказку читаешь и
пе¬речитываешь, а главное — ясно ощущаешь
действие ее волшеб-ства. Завораживая сознание в
детстве, во взрослом возрасте сказка
возвращается к нам в новых обличиях. Читая Проппа,
ясно видишь, как сказочные сюжеты ожили сегодня в
жанре фантастики. Но вернемся к ис-токам.
Книга В. Я. Проппа вышла в 1946 году. когда
фольклористика у нас и за рубежом переживала,
похоже, двухсотлетний период самоуверенности: от
середины XVIII века до середины XX ученым казалось,
что есть некий универсальный ключ-разгадка ко
всем тайнам сказки и мифа. Одни предлагали искать
везде единый солярный (солнечный) миф и успешно
находили солнечные сле¬ды и в золотом яйце
курочки Рябы и в цар¬стве царя Салтана. Другие
все сводили к аграрным обрядам плодородия, и
здесь бы¬ла богатая пожива — в сказке, где кости
прорастают яблоней с золотыми яблоками
Историческая школа завороженно следила за
общностью «бродячих сюжетов»: у гре¬ков Одиссей,
у арабов — Синдбад-мореход, у нас — мореплава-тель
Садко.
В.Я. Пропп был убежден, что корни сказ¬ки надо
искать в обряде инициации (посвя¬щения).
В глухом лесу за частоколом с человече¬скими
черепами таилась избушка-гробница. Усопшие, по
древним поверьям, станови¬лись животными или
птицами, поэтому из¬бушка — на курьих ножках.
Баба Яга — обоб-щенный образ умерших предков. Она
смотрит своими пустыми глазницами, но не может
видеть живых. Поэтому так важен дух живого.
«Русским духом пахнет»— зна¬чит, пришел живой
человек.
Царство мертвых — тот свет — у всех народов
посреди леса. «Земную жизнь прой¬дя до половины,
я очу-тился в сумрачном лесу» (Данте). Бор,
наполненный зверями,— это как бы другая сторона
людского мира. Оборотни, деревья, звери, птицы,
предметы встречаются на пути героя, ведут его к
це¬ли или, наоборот, от-манивают; сопровожда¬ют
его в тридевятое царство и помогают ему сбежать
оттуда (Иван Царевич и Се¬рый волк). Сказочная
декорация вполне сов¬падает с древним лесным
обрядом захоро¬нения. Избушки на курьих ножках,
на вы¬соких столбах и по сей день имеются в
глухих таежных местах. Сейчас в них уже не кости
предков, а их символические за¬мещения — черепа
тотемного животного, чаще всего медведя.
Юноша, проходивший обряд посвящения, должен был
провести трудную ночь посре¬ди лесной усыпальни-цы
в царстве Яги. Там он ел жертвенную пищу, а
главное — всю ночь не смыкал глаз, ибо уснувший
счи-тал¬ся как бы умершим, негодным для
испыта¬ния. Дальше следовало самое трудное —
инициация. То, что в сказке выглядит как битва со
змеем, в обряде инициации сопро¬вождалось
тяжелейшими болевыми шоками: надрезы, выбивание
передних зубов, из¬биение, полуудушение,
испытание огнем и водой. Все это должен был
пройти будущий воин, чтобы получить право на брак.
В.Я. Пропп привлекает громадный фак¬тический
материал для подтверждения сво¬ей мысли.
Действительно, у всех народов на примитивной
стадии такие посвящения бытовали и бытуют еще.
Битва со змеем в более древних вариан¬тах
заканчивалась заглатыванием героя. Мо¬тив о
пребывании в чре-ве животного, змея, рыбы и
благополучном возвращении оттуда широко
известен: Иона во чреве кита, волк и семеро козлят...
Позднее вместо утробы зверя герой попадает в
пещеру, в темницу, в колодец и благопо-лучно
выбирается отту¬да, преодолев козни врага.
Напомним: заглатывание чудовищем Ле¬виафаном —
смерть. Выход из пасти — вос¬кресение. На иконах
«Сошествие во ад» Христос высвобождает из
открытой пасти ада всех доселе умерших: Адама и
Еву, биб¬лейских пророков и патриархов.
После битвы со змеем посвящаемый счи¬тался
заглоченным, погибшим. Его возвра¬щение из пасти,
из лаби-ринта Минотавра, Кощеева царства
символизировало победу над смертью, обретение
власти над миром умерших. Герой возвращался,
«смертию смерть поправ».
Руслан, оживленный живой водой, Одис¬сей,
вышедший из пещеры Полифема, и его младший собрат
Маль-чик с Пальчик, падчерица, поднявшаяся из
колодца, солдат, благополучно вернувшийся из
дупла, и сотни других сказочных и мифологических
героев — все это соответствует версии Проппа.
После избушки на курьих ножках и бит¬вы со змеем
герой оставался в лесном цар¬стве в «Большом
доме» воинов посреди ле¬са. Сюжет о царевне и
семи богатырях, по мнению Проппа, восходит к
тайным муж¬ским поселениям, куда доступ женщинам
был закрыт, но запрет этот носил чисто ритуальный
характер. На са-мом деле у бо¬гатырей были
«посвященные» невесты и жены. Они, как и богатыри,
должны были пройти сквозь обряд мнимой смерти,
обре¬сти доступ к магическим тайнам инициации (отсюда
сюжет о мертвой царевне).
Идя по стопам А.Н. Веселовского, Пропп широко
пользуется сравнительным методом, сопоставляя
сюжеты русской сказки с древ¬неегипетским
папирусом мертвых, с обря¬дами посвящения в
Древнем Египте. Осо¬бенно богатую пищу для
такого рода сопо¬ставлений дает сюжет о змее и
змееборчестве. Змей есть в мифо-логических
сводах у всех народов. У египтян это Апоп, в
Биб¬лии — искуситель, в Китае — крылатый дра¬кон,
в былинах — змей.
Но кто же такой сам змей? Или хотя бы как он
выглядел? На основе сказки можно назвать лишь
одно свой-ство: у него много голов — от трех до
двенадцати. Все другие черты упоминаются лишь
иногда. В афа¬насьевском сборнике всего один раз
гово¬рится, что у змея есть огненные крылья. И это
все? Как ни стран-но, да. И былины и сказки почему-то
молчат о внешности змея. Интересно, что и
библейский соблазнитель Адама не имеет облика.
Сказочный змей изрыгает огонь, похища¬ет детей,
невест. Он властитель подземного, водяного, а
иногда и небесного царства. Хрустальный замок
его находится на вер¬шине горы. Иногда его имя
Вихрь или Ко¬щей Бессмертный. Смерть спрятана в
хру¬стальном ларце на вершине древа. Как
хо¬телось бы все это разгадать и понять, но пока
что тайна остается неразгаданной.
Еще меньше знаем мы о тридевятом цар¬стве. Оно то
под землей, то на небе, то на вершине стеклянной
го-ры. Здесь белока¬менные палаты, хрустальные
дворцы, золо¬тые и серебряные сады. Иногда целых
три цар-ства открываются перед взором: медное,
серебряное и золотое. Пропп отмечает
не¬сомненную связь со звездным небом и солн¬цем,
но воздерживается от дальнейших вы¬водов. Почему?
Обычное сопоставление сказки с обрядом и
ритуалом уже ничего не дает. Возникает
естественный вопрос: ес¬ли сказка объясняется
ритуалом, то чем продиктован сам ритуал? В 1946 году
иссле¬дователь давал стереотипный ответ в духе
времени, ссылаясь на таинственные социаль¬ные
условия. И все-таки остается неясно, из каких
социальных условий следует, что гора должна быть
именно хрустальной, а змей огненным.
Сегодня, спустя сорок лет, мы знаем го¬раздо
больше о древних культурах, об аст¬рономических
представле-ниях наших пред¬ков. Многие черты
тридевятого царства есть, по сути, древняя
космология. Она оказалась отнюдь не такой
примитивной, как думали раньше. У древних были
представления о гигантских космиче-ских
расстояниях, кото¬рые надо преодолеть, чтобы
оказаться в три¬девятом царстве, есть вполне
определен-ное описание необычных, как сказали бы
сегод¬ня — релятивистских, скоростей,
необходи¬мых для преодо-ления таких расстояний.
Признаем наконец открыто и честно: мно¬гое
остается неясным. Нельзя абсолютно все относить
за счет безудержной фантазии древних. Пусть
сапоги-скороходы, шапка-невидимка и ковер-самолет
выдуманы, но за¬метьте, что и в древнегреческой
мифологии у Персея — сандалии с крыльями,
волшеб¬ный рог Оберона, шлем-невидимка...
Древний Китай, Древняя Индия, Древний Египет,
Древняя Греция и русская сказка в конечном итоге
дают один и тот же сюжет, очень четко очерченный в
книге Проппа.
Речь идет о том, что пространство и вре¬мя нашего
мира как бы незримо пересека¬ются пространством
и временем мира кос¬мического, тридевятого
царства. Чтобы проникнуть в него, нужно в
мгновение ока пре-одолеть великие расстояния.
Проникновение в этот мир связано с тяжелыми
испы¬таниями: проход сквозь огонь, воду и мед¬ные
трубы. Темное пространство колодца, пещеры, дупла
или даже чрево змея вне¬запно раздвигается, и
человек оказывает¬ся в другом мире. Пограничное
состояние перехода равносильно смерти: герой
умира¬ет, чтобы вновь родиться. При этом все его
тело как бы воссоздается заново. Пропп да¬ет под-робное
описание этого обряда во многих главах. Все нутро
умершего переби¬рается и заменяется другим. В
рассечен¬ную грудь вставляют магический
кристалл, заменяют глаза, уши, рассекают язык или
вставляют вместо него змеиное жало. Вспом¬ним
пушкинского «Пророка»:
«И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул».
Иванушка-дурачок должен стать косми¬ческий
Иваном Царевичем, лягушка пре¬вратиться в
царевну, тку-щую из лучей звезд¬ное покрывало.
Через темное узкое прост¬ранство к свету идут
многие герои литера¬туры: Данте в «Божественной
комедии», Иван Ильич Льва Толстого. Хрустальный
за¬мок и хрустальный летаю-щий остров есть у
Джонатана Свифта. В фильме Андрея Тарковского
«Сталкер» герои проходят все сказоч-ные
испытания, чтобы оказаться в магической «избушке
на курьих ножках» — в комнате, где могут испол-ниться
все же¬лания.
Ясно, что и в сказке, и в мифе, и в лите¬ратуре мы
имеем дело с неким всеобщим кодом мировой
культуры. Существование этого метакода само по
себе таинственно и загадочно. Его исследование
сулит немало от-крытий.
Книга В.Я. Проппа — волшебная дверь в царство
сказки, а сама сказка, как хру¬стальный ларец
Кощея, таит в себе много неожиданного и
неизведанного.
"НОВЫЙ МИР", № 12, 1987 |