КОСМОС ЕСЕНИНА
(В мире Есенина. М., Сов. писатель, 1986)
Мир Сергея Есенина существует в первозданном
значении этого слова, противостоящем обычному
понятию «космос». В космосе человек и вселенная
существуют отдельно. Мир — это единство человека
и космоса. Поэт с детства проникся той народной
космологией, которая приоткрыла нам свои тайны в
«Ключах Марии».
Старец, поющий о «золотых ключах», брошенных в
море, о потерянной «золотой книге», возвещает
сокровенную тайну фольклорного мира, где земля и
небо едины, как верхняя и нижняя половины чаши.
Две зеркальных полусферы, отражаясь друг в друге,
опускают небо на землю и поднимают человека к
небу, а сам «человек, идущий по небесному своду,
попадает головой в голову человеку, идущему по
земле».
«Человек есть ни больше, ни меньше, как чаша
космических обособленностей», и наступит время,
возвещает поэт, когда «опрокинутость земли
сольется в браке с опрокинутостью неба». Можно
было бы отнести эти представления в область
наивной народной фантазии или отделаться
привычным восклицанием: «а, метафора». Но сам
поэт предостерегает от такого подхода своей
статьей, где прямо и недвусмысленно возвещает:
«Все наши коньки на крышах... носят не простой
характер узорочья, это великая значная эпопея
исходу мира и назначению человека... «Я еду к тебе,
в твои лона и пастбища», — говорит наш мужик, за
прокидывая голову конька в небо».
Кто усомнится теперь в жизненной достоверности
поэтических пророчеств Есенина, когда устами
космонавтов мы можем подтвердить: «Верха и низа в
ракете, собственно, нет, потому что, нет
относительной тяжести... Мы чувствуем верх и низ,
только места их сменяются с переменой
направления нашего тела в пространстве» (Герман
Титов). Это ведь и есть мир, где «опрокинутость
земли сольется в браке с опрокинутостью неба».
Конек с крыши есенинской избы умчался в небо,
разрастаясь до объема земли, а Млечный Путь стал
«дугою» в его упряжи:
«Пой, зови и требуй
Скрытые брега;
Не сорвется с неба
Звездная дуга!»
Поэтическое слово таит в себе мироздание,
предвещая космическое будущее Руси:
«И чуется зверю
Под радугой слов:
Алмазные двери
И звездный покров».
(«Отчарь»)
Поэт чувствовал себя странником, несущим на
плечах, «нецелованный мир» вселенной:
«Свят и мирен твой дар,
Синь и песня в речах,
И горит на плечах
Необъемлемый шар!..
Закинь его в небо,
Поставь на столпы!
Там лунного хлеба
Златятся снопы».
(«Отчарь»)
В те времена «космизм» Есенина мог казаться да и
казался наивным, как, в частности, и «космизм»
Циолковского, и слова не признанного в то время
ученого прямо перекликаются со словами
признанного и популярнейшего поэта:
«Мне представляется... что основные идеи и любовь
к вечному стремлению туда — к Солнцу, к
освобождению от цепей тяготения — во мне
заложены чуть ли не с рождения» (К. Циолковский).
Освоение космоса принесет человеку «горы хлеба»
и «бездну могущества», писал Циолковский. Об этом
же говорил поэт:
«Плечьми трясем мы небо,
Руками зыбим мрак
И в тощий колос хлеба
Вдыхаем звездный злак».
(«Октоих»)
Космическое родство ученого и поэта дает нам
уникальную возможность почувствовать
собственно поэтический смысл космических
метафор Есенина.
Вот растет фольклорное древо Млечного Пути,
небесный кедр:
«Шумит небесный кедр
Через туман и ров,
И на долину бед
Спадают шишки слов.
Поют они о днях
Иных земель и вод,
Где на тугих ветвях
Кусал их лунный рот».
Здесь же под небесным Маврикийским дубом сидит
дед поэта в звездной шубе и в шапке-месяце: «И та
кошачья шапка,
Что в праздник он носил,
Глядит, как месяц, зябко
На снег родных могил».
И тогда сквозь прорастающий светом снег поэт
слышит голос о будущем космическом рождении
человека: «Восстань, прозри и вижди! —
Неосказуем рок.
Кто все живит и зиждет —
Тот знает час и срок...
И облак желтоклыкий
Прокусит млечный пуп.
И вывалится чрево
Испепелить бразды...
Но тот, кто мыслил девой,
Взойдет в корабль звезды».
«Дева» — душа народа, она ведет к звездам.
Образ рождения Руси для Есенина в прошлом и в
будущем связан с космосом:
«О Русь, приснодева,
Поправшая смерть!
Из звездного чрева
Сошла ты на твердь».
Для поэта вектор будущего простирается ввысь к
небу. К небу обращает он свои слова:
«Уйми ты ржанье бури
И топ громов уйми!
Пролей ведро лазури
На ветхое деньми!
И дай дочерпать волю
Медведицей и сном,
Чтоб вытекшей душою
Удобрить чернозем...»
Космос требует новых ритмов, других размеров,
диктует смелую головокружительную метафору.
Здесь ковш Большой Медведицы черпает волю сном.
Здесь небо изливает ведром лазури, а вытекшая
душа удобряет чернозем русских «небесных
пажитей». Отказ от рифмы в поэме «Преображение»
продиктован все тем же стремлением вырваться на
волю из привычных оков:
«Ей, россияне!
Ловцы вселенной,
Неводом зари зачерпнувшие небо...
Светлый гость в колымаге к вам
Едет.
По тучам бежит
Кобылица.
Шлея на кобыле —
Синь.
Бубенцы на шлее —
Звезды».
Прорастание колоса и звезды даст новый урожай
слова:
«И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай».
Сеятель слова, ловец вселенной, собирающий
звездный урожай, неводом слова вытягивающий
звездный улов,— таков образ Есенина в 1917 году.
Пройдет год, и небо превратится в колокол, где
язык — месяц, а звонарь — поэт, взывающий к
«вселенскому братству людей»:
«Крепкий и сильный,
На гибель твою
В колокол синий
Я месяцем бью».
В это время в его поэзии воскресает древний образ
космического человека из Глубинной книги. Он
заполняет своим телом вселенную, его кожа — небо,
его зрение — солнце, его дыхание — ветер: «До
Египта раскорячу ноги,
Раскую с вас подковы мук...
В оба полюса снежнорогие
Вопьюся клещами рук.
Коленом придавлю экватор
И, под бури и вихря плач,
Пополам нашу землю-матерь
Разломлю, как златой калач.
И в провал, отененный бездною,
Чтобы мир весь слышал тот треск,
Я главу свою власозвездную
Просуну, как солнечный блеск».
Этот образ напоминает и древнеегипетское
изображение неба в виде человеческой фигуры,
дугой распростершейся над землей, и другую
средневековую гравюру, где странник, дошедший до
«конца света», пробивает головою небо, глядя —
что там за его пределами. Появляется и новый
образ — вселенная в упряжке земли, вспахивающая
землю для нового урожая.
«Пятками с облаков свесюсь,
Прокопытю тучи, как лось;
Колесами солнце и месяц
Надену на земную ось...
И вспашу я черные щеки
Нив твоих новой сохой;
Золотой пролетит сорокой
Урожай над твоей страной».
Для крестьянского поэта Есенина хлеб земной и
небесный — одна краюха. Жатва словесная, и жатва
космическая, и жатва земная — единый труд. Его
полет к небу не от земли, а вместе со всей землей.
Его земля — небо, небо — земля.
«Там, за млечными холмами,
Средь небесных тополей,
Опрокинулся над нами
Среброструйный Водолей.
Он Медведицей с лазури —
Как из бочки черпаком.
В небо вспрыгнувшая буря
Села месяцу верхом.
В вихре снится сонм умерших,
Молоко дымящий сад,
Вижу, дед мой тянет вершей
Солнце с полдня на закат».
Деревянный резной конек превратился в огненного
коня, несущего землю к небу. Он и не мог быть
другим, этот конь, в огне 1919 года:
«Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей...
Мы радугу тебе — дугой,
Полярный круг — на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную».
Так промелькнули и умчались небесные кони в
поэзии Есенина. Эта вспышка космических метафор
длилась два года — с 17-го по 19-й, а потом стихи
обрели привычную ритмику, образ мира-космоса
постепенно отошел на второй план, так в древней
живописи поздний слой закрывает ранний, не
уничтожая его.
Внутренний космический огонь — в глубине поэзии
Есенина, он похож на пламенные белые блики в
темной живописи Феофана Грека. Это огонь изнутри,
отсвет космического пламени. Есенин не
повторялся, но и не отказывался от былых
прозрений.
Сейчас трудно определить, кто на кого влиял, но
космос Есенина удивительно схож с космосом
Хлебникова и Маяковского. Это сходство разных
поэтов в обращении к одной теме свидетельствует
о вполне объективной закономерности рожденья
космической
метафоры в русской поэзии тех лет. От «Облака в
штанах» Маяковского к поэмам Есенина 1917—1919
годов, от поэм Есенина к «Ладомиру» Велимира
Хлебникова пролегает путь непрерывный. Этот
светящийся звездный пунктир на время скрылся из
поля зрения, как скрывается видимый путь той или
иной планеты от земного зрения телескопов. Но
астрономы знают: пройдет время и в намеченный
срок звезда засияет снова.
Окинем общим взглядом мир космических метафор
Есенина. Небо — необъемлемый звездный шар на
плечах поэта, конь, несущий ввысь запряженную
землю, алмазная дверь, корова, рожающая золотого
телка —'солнце, колокол с языком месяца, ведро
лазури, пролитое на землю, звездный зипун деда,
сидящего на завалинке в шапке месяца, звездные
нивы и пажити, прорастающие колосьями звезд, море,
таящее звездный улов, развернутая книга со
звездными письменами и, наконец, «власозвездная»
глава самого поэта.
Млечный Путь — дорога в небо, небесный кедр,
звездная дуга в упряжке небесного коня, звездная
пуповина, связующая небо и землю.
Звезды — колосья хлеба, колосья слов, далекие и
близкие предки, корабли, уносящие в небесную высь.
Земля — телега в оглоблях небесного коня,
золотой калач, теленок, рожденный небом. Небо и
земля — чаша двух полусфер, отраженных друг в
друге.
И, наконец, человек — «чаша космических
обособленностей», он — все небо, звезды, земля,
Млечный Путь, он — вся вселенная, и самое главное
для поэта: вся вселенная и — Русь, человечество —
и вся вселенная.
Звездная Русь Есенина приоткрыла нам свои тайны
в его великолепной статье «Ключи Марии». «Ключи
Марии» — это ключи к его поэзии. Здесь
открывается «алмазная дверь» и в святая святых
поэта, и самые сложные метафоры обретают
историческое бытие в прошлом, равно как и в
будущем. «Ключи Марии» — чистейшая поэзия, хоть и
написана прозой. Каждый абзац из статьи
откликается в стихах Есенина. Вот ижица —
человек, шагающий по небесному своду. Р^зве не
узнаем здесь образ человека в «Пантократоре»,
«Инонии», «Сорокоусте»? А мысль о «колесе мозга»,
ныне движимом луной, и о пространстве солнца, в
которое мы «начинаем только просовываться», в
сущности, есть метафора выхода человека в космос
за предел земных орбит. Здесь на просторах
«солнечного» — космического пространства
поэтическая мысль Есенина неминуемо встретилась
с космической фантазией наших далеких предков.
Поэт лишний раз убедился в правоте извечной
фольклорной мудрости, в которой вскормлено и
взлелеяно его поэтическое сознание.
Сила космической метафоры Есенина в том, что она
уходит корнями в тысячелетнее прошлое. Его
космическая образность при всей своей сложности
естественна и правдива. Здесь нет насилия над
языком и метафорой, которая свойственна иным
поэтам «космистам».
Обычно сравнивают «Ключи Марии» с замечательной
книгой Афанасьева «Поэтические воззрения славян
на природу». Между тем речь здесь может идти лишь
об отголосках и отзвуках. В целом же Есенин
открывает нам свое поэтическое видение. Оно не
книжно, хотя и фольклорно. Оно фольклорно, хотя и
не традиционно. Упрек Есенина, обращенный к
Стасову и Буслаеву за их неотзывчивость к
«вселенскому» небесному космическому порыву
русского орнамента становится понятным сегодня,
когда к поэтической правоте Есенина прибавилась
правота историческая.
В конечном итоге русский орнамент вычертил свой
путь в космос.
Мифологическая школа, если и обращалась к образу
космоса в фольклоре, видела в нем прежде всего
следы древних архаических верований. Есенин в
той же символике видел путь в будущее.
Оттого она у него живая, не книжная, поэтичная.
Справедливо пишет В. Г. Базанов о космическом
родстве Андрея Белого и Есенина, приводя слова
поэта: «Мы много обязаны Андрею Белому, его
удивительной протянутости слова от тверди к
вселенной».
Вряд ли можно обойти стороной поэзию Велимира
Хлебникова всю пронизанную и высвеченную
космосом. И не исключено, что в свою очередь
«Звездная азбука» Велимира Хлебникова восходит
к звездным «Ключам Марии» Есенина.
Сегодня, когда литературные баталии тех лет
отгремели, мы склонны видеть в разрозненном
всеобщее. Новое зрение ооъединяло поэтов. «Мы
верим, что пахарь пробьет теперь окно не только
глазком к богу, а целым огромным, как шар земной,
глазом».
Чтобы увидеть такое, надо подняться над землей,
видеть ее из космоса, как округлости зрачка,
обводящего по кругу горизонт мира. Это и удалось
сделать сыну «пахаря» Юрию Гагарину.
"Если сбылась часть прогноза, то посмотрим на
прогноз в целом проследим за еще не сбывшимся.
«Пространство будет побеждено и человечество
будет перекликаться с земли не только с близкими
ему по планетам спутниками, а со всем миром в его
необъятности» Но для этого, писал поэт, перед
нами лежит огромнейшая внутренняя работа.
Освоение космоса Есенин не считал задачей чисто
технической Нужно еще и новое космическое зрение.
Человек должен «родиться» для космоса. «Многие
пребывают просто в слепоте нерождения. Их глазам
нужно сделать какой-то надрез, чтобы они видели,
что небо не оправа для алмазных звезд,— а
неооъятное неисчерпаемое море...»
Высоте этих целей должна служить поэзия. Был ли
услышан современниками призыв Есенина? Пожалуй,
нет. Отклики на «Ключи Марии» утонули в мелких
баталиях, в стычках литературных «измов». Но то,
что не удалось современникам, можем осуществить
мы. Для нас открыта дверь в поэтический космос
Есенина, и мы можем в него войти.
Образ дивной красоты — солнечно-лунный
космический человек Есенина. К нему не следует
искать научных отмычек. Он прекрасен в своей
поэтической завершенности. Повисший между луной
и солнцем, между землей и небом, он свободно и
плавно вращается в космосе, как звезда с
расходящимися лучами конечностей:
«Нам является лик человека, завершаемый с обоих
концов ногами. Ему уже нет пространства, а есть
две тверди. Голова у него уж не верхняя точка, а
точка центра, откуда ноги идут, как некое
излучение».
Разумеется, нам, изведавшим невесомость, образ
этот понятнее чем современникам поэта, еще не
оторвавшимся от земной тяжести. Поэтический
полет в космосе Есенин видит не совсем так, как мы,—
не от земли, а со всей землею в космос.
«...Березки, сидящие в телеге земли, прощаются с
нашей ста рой орбитой...»
Для поэта полет в космос начался уже тогда, в 1918
году: «Да, мы едем, едем потому, что земля уже
выдышала воздух, она зарисовала это небо, и
рисункам ее уже нет места. Она к новому тянется
небу...».
Зачем был нужен этот полет Есенину? Он отвечает:
это полет за словом.
«В мире важен беззначный язык, потому что у
прозревших слово есть постижение огня над ним...
«Туга по небесной стране посылает мя в страны
чужие»,— отвечал спрашивающим.... Козьма
Индикоплов на спрос, зачем он покидает Руссию».
Кто считает Есенина поэтом традиционным, и
только традиционным, тот невнимательно прочел
эти строки. Есенин весь был в поисках нового
космического зрения. Он искал и находил его.
Правильнее сказать — он видел. |