НЕ
МОГУ ЖИТЬ БЫТОВЫМИ ИНТЕРЕСАМИ
Алина
Витухновская.
С детства я рассчитывала на нечто глобальное на эмоционально-чувственном
уровне, совершенно ясно понимая, что всего этого быть не может, но то, что
есть, мне было не нужно. Я все время чего-то ждала и не выдавала себя, а теперь
думаю, вправе ли я переживать, что меня неправильно понимают, ведь я сама
запустила все эти механизмы. Внутри себя я хитро прищуриваюсь: меня не покидает
ощущение, что все вокруг меня – провокация.
С
тех пор что-нибудь изменилось?
А.В. Самое скучное, что реальность,
которую я выдумала, ориентирована на других, и мне все время нужна реакция этих
других, пусть не на сто процентов адекватная, но близкая. Чем меньше я ее
ощущаю, тем страшнее мне становится. А для себя мне реально ничего не нужно, я
не могу жить бытовыми интересами.
А стихи?
А.В. Стихи – это не то,
чем я хотела изначально заниматься. Но мне нужна была власть – не на физическим
уровне, а какая-то сумасшедшая и нереальная. Поскольку я выросла в среде
художников, мне показалось, что искусство и есть один из способов достижения
власти. Если я его освою, то смогу манипулировать массовым сознанием. А через
много лет, когда я начала писать стихи, поняла, что это один из человеческих
мифов.
Я не могу отказаться от действия. Меня не интересует
"я", меня интересует моя борьба с окружающим миром. Конечно, я не
рассчитываю на всеобщее понимание, но часто в людях существуют потенциальные
возможности, с которыми они могут прожить всю жизнь и не обнаружить их. Стоит
им столкнуться с чем-то – и происходит некий взрыв, дающий выход тому, что в
них заложено. Я хочу, чтобы они столкнулись со мной.
В своих интервью ты говорила,
что хотела стать фигурой без пола и возраста, не подверженной процессу
старения...
А.В. Старость меня
пугает. Я не представляю себя в роли старого человека, это совершенно
неприемлемо для меня и не понятно мне. Взрослой я себя тоже не чувствую. Я
согласна выбрать роль ребенка из того, что здесь бывает. Остальные люди как-то
вживаются в свои возрастные образы, для них это естественно.
Ты имеешь в
виду, что люди привыкают, смиряются со старением?
А.В. Да. Как-то
приспосабливаются. Мне кажется, что я этого не смогу. Я себя сейчас ощущаю
нормально, но мне уже не нравится, как меня воспринимают другие, кто не считает
меня ребенком. Внутреннее самоощущение по большому счету осталось прежним, как
года в три. Почему я должна приспосабливаться к каким-то социальным установкам?
У тебя такая привлекательная
женская оболочка, разве тебе не нравится быть женщиной?
А.В. Женщиной я себя как бы не чувствую. Я
могу сыграть такую роль. Это забавно. Но с другой стороны, в этом есть что-то
дискредитирующее, так как считается, что человек – мужчина. Большинство,
ориентированное на это разделение полов, не может воспринять меня верно. Я пишу
не как женщина или мужчина, я хочу создавать качественный текст, на который
будут реагировать. Пол здесь ни при чем. Будь я мальчиком, я бы нервничала
самой плохо.
У тебя претензии к природе?
А.В. У меня к ней только
претензии. По-моему, природа – это образец тоталитаризма, его апофеоз. Никакие
государства, сталины и гитлеры не сравнятся с ней. Я ее не люблю и пытаюсь ей
противоборствовать. Я не могу смириться с тем, что это нечто – не знаю как его
назвать: Природа, Бог, Случай – позволяет себе задумывать меня, меня об этом не
спрашивая.
Среди окружающих тебя мужчин
есть те, которые тебе интересны?
А.В. Взрослых мужчин я никак не
воспринимаю. Они для меня такие – как бы "дяденьки". Мне нравятся
мальчики, когда им 16-20 лет – тогда они милые, красивые, эстетичные. И никогда
не могла понять желания женщин заниматься сексом со взрослыми
"дяденьками". Я себе представляю эти отношения только с мальчиками,
или вообще не надо. Но мне непонятны многие женские проблемы. Самое смешное,
что чем больше женщина говорит, что она женщина и к ней как-то не так
относятся, тем больше она создает эту ситуацию. Это для меня абсолютно
непонятный, другой мир, как мир куклы Барби, придуманный и не стоящий внимания.
В какой-то степени я этим женщинам завидую, мне кажется, они живут легкой
декоративной жизнью, похожей на игру. И если они хотят тратить на эту игру
жизнь, это их дело.
Феминистки же, на мои взгляд, нашли для себя особый способ
ухода из хаоса, от действительно глобальных проблем: они создали себе такое
ограниченное пространство, которое напоминает мир сказочных мумми-троллей, где
все хорошие, кроме единственной страшной кометы, им угрожающей.
Тебе самой такая ситуация не
кажется скучной?
А.В. У меня нет ни сил,
ни времени для других отношений. Я живу в такой системе координат, где важны
только мои ощущения. И мне ничего не нужно от ближнего кроме того, чтобы он
понимал мое состояние.
Фактически тебе нужен не
человек, а воспринимающее устройство, но теплое и живое?
А.В. Человек и есть воспринимающее
устройство. И мне нравятся отношения господина и раба. От рабской зависимости я
завишу еще больше. Я даже сознаю, что все это кончится для меня совершенно
жутко. Такие замечательные отношения не могут длиться долго. А может быть, это
кончится тем, что в рабстве окажусь я? И это меня будет тяготить настолько, что
мальчик перестанет меня интересовать. По-моему, любые отношения должны быть
рабскими – дружеские, любовные, деловые.
В моем объявлении о рабах не было ничего
сексуально-патологического, а именно так однобоко-примитивно оно было
воспринято. У меня нет по этому поводу комплексов – если бы мне нужны был такие
рабы, я бы так и заявила... Почему-то фрейдизм въелся в общественное сознание,
несмотря на то, что в теории Фрейда нет ничего льстящего человеческому
самолюбию. Вероятно, наряду со склонностью к подчинению существует склонность к
самоуничижению...
Как-то ты сказала, что любое
творчество восходит к метафизической жадности...
А.В. Я не считаю свое
творчество подлинным. Просто принято, что если человек пишет какие-то слова, то
это проза; если это ритмически выстроенные слова, то это стихи. Если в вас есть
потенциал и он достаточно сильный, но не имеет точек соприкосновения с
реальностью и его нельзя реализовать в обычной социальной форме, то он рвется
из вас и, совокупляясь с реальностью, рождает не нормальных детей, а мутантов.
Мои тексты – это тексты-мутанты, это совсем не то, что должно быть. То, что
должно быть, – нереально.
Твое отношение к зависти?
А.В. Мне иногда завидуют. Но
если бы кто-то испытал то, что испытала я, он бы отказался от этого. Сама я,
когда мне очень плохо, готова завидовать любому. Мне кажется, лучше быть им,
чем собой, но стоит появиться каким-то силам, мои претензии побеждают страх. На
примитивном уровне я завидую только красивым людям и совершенно этого не
скрываю. Я не могу общаться с человеком, ясно понимающим, зачем я трачу на него
силы и время. Я могу делать это незаметно, чтобы концептуально это выглядело
как рабство, чтобы у меня не было чувства, что меня используют даже на
метафизическом уровне, чтобы никто не предъявлял ко мне никаких претензий. Я бы
хотела только получать или тратить незаметно, чтобы наши отношения
подразумевали, что с моей стороны ждать нечего. И я знаю, что во мне есть
какая-то кнопка, на которую я могу нажать, и все прекратится. У меня более
глобальные интересы, и как бы далеко ни зашли мои отношения с кем бы то ни
было, все равно в шкале моих ценностей они будут занимать одно из последних
мест.
Понимаешь ли ты героиню
"Венеры в мехах" Захер-Мазоха, от которого пошло понятие
"мазохизм"?
А.В. Однажды меня даже
так назвали. Я ее понимаю до какого-то предела, но для меня рабство не вопрос
пола, а вопрос отношений между людьми. Для меня определение мужчины и женщины
не носит физиологического характера, а скорее – психологический. Если
какой-нибудь "мальчик" со мной общается близко, я хочу быть
уверенной, что наши отношения не изменятся даже в том случае, если мне придет в
голову совершить операцию по смене пола. Это значило бы, что я для него важна
прежде всего как личность.
Как ты относишься к мехам?
А.В. Равнодушно –- они
взрослят.
Есть ли у тебя какие-то
пристрастия?
А.В. Мне бы хотелось
носить то, в чем никто не ходит. Раньше я покупала себе все вещи за границей. А
сейчас не хочу одеваться в банальную женскую одежду, уж лучше в какие-то
подростковые безумные майки контркультуры. Я вообще хочу быть единственной
абсолютно. А поскольку существуют люди и их устранить нельзя, значит, надо
выделяться среди них.
Я хотела бы одеваться все время по-разному, меняясь раза четыре-пять на день.
Возможно, это происходит от неприятия себя такой, какой я вынуждена быть
физически. Мне хочется постоянно мутировать. Будь такая возможность, я вставила
бы в мозг микропроцессор, чтобы развивать в себе то, что мне нравится, и
подавлять то, что не нравится. Поскольку такой возможности не существует,
остается только переодеваться. У меня нет адекватного о себе представления.
Иногда я подхожу к зеркалу и вижу там кого-то другого. Я бы с удовольствием
завела себе какого-нибудь стилиста и визажиста, чтобы мною занимались на
бытовом уровне.
Я бы хотела быть банально красивой, как фотомодель. Вот
неживое кукольное лицо в журнале – это тоже своеобразный уровень преодоления
человеческого. Это одинаковость, которую можно эксплуатировать до
бесконечности. Именно на таких девушек можно надевать все что угодно и менять
одежду по десять раз на день. А это как раз то, чего я ищу. Люди с резко
выраженными индивидуальными чертами не могут экспериментировать с такой
легкостью. Из года в год в журналах насаждается определенный тип красоты, и из
года в год все по этому поводу не устают повторять, что этот тип, конечно,
ерунда, такие девушки, конечно, никому не нравятся, они все одинаковые, это неинтересно.
Может быть, у говорящих так есть какой-то внутренний комплекс по этому поводу,
но если эти модели существуют, значит, это кому-нибудь нужно.
Лгут ли женщины, стремясь
выглядеть лучше?
А.В. Ни в коем случае не
считаю это ложью. Это обычное стремление к совершенству, и я не стала бы его
низводить до уровня взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Если человек
хочет выглядеть красиво, почему обязательно надо думать, что он хочет привлечь
мужчину? Например, я хочу, чтобы на меня смотрели все: дети, маньяки, собаки и
старушки. Мода, на мой взгляд, сейчас представляет собой чистый миф. Как только
появляется что-то редкое, качественное и интересное, через секунду оно уже
настолько растиражировано, что становится никому не нужным.
Вот еще несколько лет назад, когда открывались все эти
арт-галереи, Москва была удивительно прогрессивным местом. Я побывала тогда в
Милане и почувствовала его каким-то болотом. Теперь я не могу узнать Москву –
настолько немодно то, что всем кажется модным; настолько все деградировало, что
создается физическое ощущение неактуальности происходящего. Несколько лет назад
существование в искусстве казалось мне более подлинным, сейчас же оно только
поверхностно-декоративно.
Часто я чувствую себя каким-то режиссером, когда выхожу из
дому и придумываю реальность, которой все должно соответствовать. Но я
натыкаюсь на бездарных актеров, и все рушится.
Наталья
Шелюхаева