2000
февраль
Установлено,
что любое истинное произведение искусства создается по тем же законам, что и
любовь. Этот факт подтвердили три женщины: актриса Марина Зудина, поэтесса Елена Кацюба, художница Илона
Гансовская
Все
три счастливы и в творческой жизни, и в личной. Это доказывает предположение,
что закон «одно за счет другого»
действует не всегда, Скорее, наоборот: талантливая личность талантлива во всем.
Чтобы не противоречить самой себе, уточню: во всем, за что берется.
Даже
в русском языке предложения бывают, если вспомнить школьную программу, как и
человеческие отношения: личные, безличные, неопределенноличные. И связи между
словами такие же, как у людей: управление, согласование, примыкание.
Искусство
любви — самое камерное из всех видов искусства: оценить его могут только двое.
А то, что любовь — искусство, давно уже стало аксиомой. Как любое произведение
искусства, любовь может быть и шлягером, и детективом, и телесериалом, и
философским трактатом. Как в любой области, среди множества добротно сделанных
произведений в любви настоящие шедевры встречаются довольно редко.
Исторически
принято считать, что в творчестве мужчина превосходит женщину. В качестве
доказательства приводится утверждение, что среди множества ярких мужских имен,
давших миру шедевры, существует лишь несколько женских. Но, во-первых,
создавались эти мужские шедевры во имя женщин. Во-вторых, свою творческую
энергию женщины направляли в сферу искусства для двоих — любовь. (Вспоминается
детская загадка: «Почему верблюд не ест вату?» — «Не хочет») Вполне вероятно,
что женщины в силу меньшей подверженности амбициям занимались оттачиванием
искусства, которое не подразумевает присутствия зрителей…
Елена
Кацюба, поэтесса, автор, по определению Андрея Вознесенского, самого
оригинального поэтического произведения конца XX века «Палиндромический словарь».
ELLE. Вы назвали сборник своих стихов «Красивые всегда правы». Вы
действительно так считаете?
Елена
Кацюба Я дала сборнику довольно наглое название, но предполагаю, что в глубине
души так считает каждый.
ELLE. Что объединяет поэзию и любовь?
Е.
К. В любви и в поэзии главное — это остановить «прекрасное мгновенье», то есть
сделать то, что Мефистофель запретил делать Фаусту
ELLE. Лена, Ваш счастливый брак длится почти 25 лет. А как же
традиционное представление о том, что жизнь поэтессы — это цепь романов,
которые дают ей пищу для творчества?
Е.
К. Это заблуждение, сложившееся из-за трагических судеб наших двух самых
известных поэтесс: Цветаевой и Ахматовой. А между тем Зинаида Гиппиус или Ирина
Одоевцева, к примеру, были вполне гармоничны и удачливы. Для меня стимулом к
творчеству является, скорее, интеллектуальное общение людей. Реальный роман для
поэзии банален. Он больше необходим прозаику, так как провоцирует возникновение
ситуаций, без которых писатель обойтись не может.
ELLE. Есть что-то общее в возникновении отношений мужчины и женщины
и создании стихотворения?
Е.
К. Тютчев сказал: «Мысль изреченная есть ложь». Я это понимаю так, что
любой художественный текст является ложью, если он эмоционально не окрашен.
Отношения между мужчиной и женщиной, существующие по принципу «чтобы все, как
положено», — так же фальшивы, как
мемуары, претендующие на объективность. Поэзия — самый нематериальный из всех
видов искусства. Так же, как и любовь, она существует в голове, сердце, душе.
Роман или картину в голове не удержишь, а стихотворение — можно. Для меня
стихотворение — это остановленное «прекрасное мгновенье». В любви
нечто подобное происходит в тот момент, когда внутри все решено и отношения
состоялись, хотя еще не материализовались физически.
ELLE. А дальше процесс реализации любви и текста похожи?
Е.
К. И любовь, и текст нужно отделить от себя и дать и тому и другому
самостоятельную жизнь. Любовь диктует свои законы, стихотворение — тоже. Но
дать им волю диктовать, что следует делать тебе, нельзя. Вот здесь и начинается
диалог.
ELLE. А как происходит знакомство до возникновения диалога?
Е.
К. Так же случайно, как в жизни. Скажем, мое стихотворение «Игр рай» родилось во время
празднования Нового года. Мужчины сели играть в карты листками календаря за
прошлый год. Кто-то произнес: «Козыри — пятница». «Пятница—день Венеры», —
додумала я. Весь смысл этого стихотворения — во фразе: «И игр оргии», которая
является палиндромом, то есть одинаково читается слева направо и справа налево.
Не правда ли, очень похоже на то, как двое замкнуты в кольцо отношений, и мир для
них не существует?
ELLE. Вы — инициатор в творчестве или ждете вдохновения?
Е.
К. Женщины делятся на тех, кто ждет телефонного звонка, и тех, кто звонит сам.
Я отношусь к последним, этим же определяется и мое творчество.
ELLE. Это смелость?
Е.
К. Не знаю. Может, страх. Я не люблю неопределенности. В творчестве в том
числе. Люблю не ждать, когда «осенит», а искать. Дальше взаимоотношения с
текстом похожи на близость единомышленников, которая возникает в творческом
коллективе. Все влюблены друг в друга и в общее дело. «Роман» существует как
процесс, и конец его воспринимается не как трагедия, а как логическое
завершение общего дела. Таков же, на мой взгляд, и идеальный любовный
роман.
ELLE. Что, по-вашему, самое неприличное в поэзии и в любви?
Е.
К. Самое неприличное? Неискренность.