КОСМОЯЗЫЧИЕ
Наконец
увидело свет полное собрание стихотворных
сочинений замечательного философа и поэта
Константина Кедрова, создателя инсайдаута и
метаметафоры. Будучи собранными вместе, даже
стихотворения, публиковавшиеся раньше, выглядят
как-то по-новому и масштабнее. Книга открывается
предисловием-стихотворением Андрея
Вознесенского "Демонстрация языка". В целом
внушительный том объемом в 500 стр. производит
сильное впечатление и вот почему.
На
квантовом, мелкомасштабном и потому глубинном
уровне русский язык совершенствовался плеядой
наших знаменитых футуристов на рубеже XIX-XX веков.
В последнее время это направление развития языка
продолжили Андрей Вознесенский, Константин
Кедров и др. Неслучайно в предисловии
издательства к рассматриваемой книге сказано:
"Поэтически XX век начался с футуризма.
Завершился он метаметафорой" и еще –
"Константин Кедров возрождает поэзию,
умолкнувшую после смерти двух гениальных
футуристов – Хлебникова и Маяковского". Но
дело не только в возрождении, хотя это само по
себе очень важно, дело в разъятии и сложении
русского языка, чтобы можно было увидеть
внутреннее его богатство. И эта полная свобода
обращения с языком открывает новые возможности
для еще более углубленного освещения и передачи
современного мышления, обогащенного новым
философским, научным и религиозным видении мира.
И в результате создается впечатление о выходе в
невесомость космического пространства, в
котором нет тяготения прошлых ограничений,
традиций и запретов. Слово может читаться в
прямом и обратном направлении, записываться
сверху вниз и наоборот, выворачиваться
наизнанку, в нем можно переставлять буквы,
получая из одних и тех же букв, новые слова, как бы
содержащиеся внутри этого слова, словом можно не
только описывать, но и рисовать любые образы.
Это
касается не только поиска новых форм, но
сопровождается поиском более глубокого и более
космического содержания, что нашло отражение,
естественно, и в палиндромическом названии книги
– “ИЛИ”. Говоря об этом, научный редактор книги
И.Ушаков отметил, что “…в 1984 г. Кедров написал
стихотворение “Или” – неожиданное решение
шекспировской теоремы “быть или не быть”; поэт
выбрал “или”. “Или – это свобода”.
Если
говорить о философском содержании названия
книги, то оно как никогда нынче актуально.
Известно, что и наука, и религия опираются
исключительно на формальную логику, в которой, по
сути, нет выбора: А есть В и другого не должно
быть. Между тем, диалектическая логика,
единственно верно описывающая жизнь, допускает
существование выбора, т.е. А может быть В или С,
или D, в зависимости от условий и обстоятельств.
Идеалистическая и материалистическая философии
при решении первого философского вопроса (что
первично: Материя или Дух?) фактически тоже
лишали нас права выбора. Сегодня становится
очевидным, что первичны, как Материя, так и Дух,
везде и во всем они переходят друг в друга,
реализуя в динамике это вечное “ИЛИ”, как
перпетуум-мобиле. Таким образом, самый глубокий
смысл нашей жизни заключается именно в “ИЛИ”,
как в вековечном символе движения. Палиндром
“ИЛИ” симметричен и это сродни фундаментальной
симметрии в физике. Само по себе это слово ничего
не значит, если не обозначен предмет выбора,
значение которого нарушает симметрию. Известно,
что именно нарушение симметрии привело к
возникновению жизни, оно же создает необходимые
предпосылки и для создания красоты.
Вне
всякого сомнения, книга К.А. Кедрова “ИЛИ” есть
прорыв в новые сферы языка, в новый мир слова. Как
всякое откровение, оно непременно должно пройти
определенный период отрицания и непонимания.
Людям, живущим в традиционно земном мире, не
привыкшим мыслить, книга явно будет казаться
косноязычной, а тот, кто задумается о будущем,
наверняка увидит в ней КОСМОЯЗЫЧИЕ.
г. Николаев, 5.02.2003 г. А.Золотухин, председатель Пушкинского клуба. |