“Русская мысль” № 43 26 ноября 2003. Кира САПГИР “ШКОЛА ТОЧНЫХ ИСКУССТВ” - Университет Натальи Нестеровой На одном из стендов Франкфуртской книжной ярмарки были выставлены издания, привлекающие как изяществом формы, так и некоторой парадоксальностью заголовков: "Усадьбы и монастыри Москвы на уроках математики", “Нетрадиционный задачник по геометрии и алгебре для учеников 7 класса”, русско-французский поэтический сборник ДЕПО. То были книги издательства при Университете Натальи Нестеровой, одном из первых частных ВУЗ-ов в современной России. Сведущие люди знают: на самом деле, Университет Нестеровой – ВУЗ одного человека. Своей растущей популярностью он обязан главным образом своему ректору и основательнице – Наталье Васильевне Нестеровой. Создательница Нового гуманитарного университета – профессор, академик Международной академии творчества. По образованию Наталья Нестерова - физик и математик, разработавшая в свое время уникальную методику ускоренной подготовки абитуриентов. Именно этот метод лег в основу системы образования в новом Университете. С Натальей Нестровой – женщиной с лицом героинь фильмов Тарковского, мы и побеседовали возле стенда ее издательства… - Наталья Васильевна, на Западе, к сожалению, о Вашем учебном заведении мало известно, ничего конкретного мы не знаем - есть только уважение к именам. Каким образом был основан ваш Университет? - Университет был основан в 90 году. Создан на частные деньги. Я лично взяла кредит в банке – и мне поверили. - Для какого возраста предназначено Ваше учебное заведение? - Я решила создать учебное заведение для всех возрастов: туда вошел детский сад, школа, институт благородных девиц, хореографическое училище и университет. - Институт благородных девиц, увольте, звучит как-то по-старорежимному… До революции в такие закрытые учебные заведения в основном брали девочек из обедневших дворянских семейств… - Ничего плохого в старорежимности я не вижу. Однако, конечно, отбора согласно дворянскому происхождению у нас быть не может. Мы берем девушек-девятиклассниц, либо выпускниц средней школы, обучаем их менеджменту, маркетингу. Сдав выпускные экзамены, эти ученицы могут быть зачислены сразу на второй курс любого факультета моего университета… - В чем, на Ваш взгляд, основное преимущество Вашего учебного заведения перед прочими российскими средними и высшими школами? - Русское образование я считаю одним из лучших в мире, но там, возможно, бытует недостаточно правильное отношение к тем, кто учится. Ведь сегодняшняя система образования во многом унаследована от советской. А в советские времена человек был не личностью, а просто “винтиком” в машине. И мне захотелось повернуть учебное заведение как бы лицом к тому, с кем мы работаем. - Какие факультеты имеются в Университете Нестеровой? -У нас открыто около двадцати факультетов. Есть пять направлений аспирантуры, кандидатский совет - а сейчас создается докторский совет для защиты диссертаций. - Чем отличаются Ваши факультеты от обычных академических? - Одно из самых известных отделений у нас - это “Факультет поэтов и философов”. - Ничего не скажешь, звучит фантастично, прямо как в романах Умберто Эко! - Такого факультета действительно нет нигде в мире. Его декан – Константин Александрович Кедров, кстати, в этом году, выдвигавшийся на Нобелевскую премию… …Некоторое время назад российские газеты, на основе сообщений зарубежных агентств, оповестили: “После смерти Бродского четыре русских поэта были кандидатами на Нобелевскую премию в области литературы – это Белла Ахмадуллина, Геннадий Айги и Генрих Сапгир. В 2003 году Нобелевским номинантом стал Константин Кедров – изобретатель и основатель школы “метаметафоры””… Константин Кедров — человек с лицом чудака-ученого “не от мира сего” – особая фигура в российской, вернее, в московской культурной жизни. Он совмещает сложно-сочетаемые ипостаси: газетчик и поэт, метафизик и ученый, автор научных трудов о связях Слова с Наукой – и драматург (в Театре на Таганке Юрий Любимов поставил пьесу Кедрова о Сократе). Само собой, Кедров пребывает в эпицентре литературного московского вихря: постоянно выпускает поэтические сборники и журналы, организует вечера поэзии в обычных, а то и в самых необычных местах, вообще, ни одно мало-мальски интересное мероприятие в Москве и окрестностях без него не обходится.В марте 2000 года К. Кедров задумал и создал поэтическую группу ДООС - “Добровольное Общество Охраны Стрекоз”. Эта расшифровка выглядела шуткой, детской игрой. Так мог назвать бы свое “секретное” общество мечтательный подросток, а затем втянуть в свою игру всех ребят со двора, от тихонь до самых отчаянных хулиганов. В ДООС сразу вошли Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Геннадий Айги - и еще очень-очень немногие другие. У Общества - крыловско-лафонтеновский девиз: “Ты все пела - ЭТО дело”. Ибо все его участники ведут тайную и явную войну с “муравьями” - теми, кто не хочет знать ничего кроме сиюминутной пользы… - “Охрана Стрекоз” – дело серьезное, - объясняет Наталья Нестерова. - Стрекозы – они кто? Они, на самом деле, поэты - те, кто поет (говоря по-крыловски), то есть творит, и их надо оберегать и защищать от ново-капиталистического небрежения к культуре… И наше издательство в рамках Университета, как раз и предпринимает эту попытку - оберечь поэзию, заставить людей ее слушать и слышать – наводить мосты к читателю. - К какому? Московскому? Российскому? Иностранному? - На сегодня уже существует такой культурный мост между Францией и Россией. Он был наведен во многом благодаря усилиям поэтического общества “Первый всемирный День Поэзии”, сокращенно - ДЕПО. Во Франции общество представляет художник и поэт Борис Лежен, а в России - Константин Кедров. И главной акцией ДЕПО совместно с Университетом Нестеровой стало параллельное издание одноименного альманаха. Сборник ДЕПО вышел в Москве и в Париже, на французском и русском языках - при поддержке Парижского Национального Центра книги, Посольства Франции в Москве и Сорбонны. …Слово “депо” (“Dйpфt” по-французски) имеет множество значений: место прибытия поездов, хранилище, склад сокровищ, промытый золотой песок на дне “грохота”… И, конечно же, это слово идеально подходит к “Антологии меда” - как назвала альманах его одна из его участниц – поэтесса Елена Кацюба. - Кто в числе прочих поэтов “заехал” в ДЕПО? - Андрей Вознесенский, Геннадий Айги, Белла Ахмадуллина, Дмитрий Пригов, Виктор Соснора, Алексей Парщиков, Михаил Бузник – в основном, известные и всеми уважаемые мэтры. А вот французские гости-хозяева сборника в России знают мало, да и во Франции их имена известны, в основном, ценителям и знатокам. В их числе - Пьер Остер, поэт христианской традиции, экспериментатор Жак Даррас, близкий к А. Вознесенскому экспрессивной поэтикой, нео-классик Мишель Деги, а еще - основатель “нового романа” Мишель Бютор, опубликовавший в ДЕПО поэму в прозе “Мир перевернется, а мы выживем”… - Дай-то Бог. Париж и Москва – две всемирно признанные столицы Слова. Но, как это ни грустно, создается впечатление, что в последние десятилетия во Франции о русской поэзии мало что известно; публика, конечно, знает, хотя бы понаслышке, имена И. Бродского, А. Ахматовой. Зато в России французскую поэзию знают гораздо больше. Это и понятно, ведь в советское время из-за отсутствия культурных контактов с Западом многие десятилетия единственной дырочкой в “железном занавесе” была переводная западноевропейская поэзия и литература… - Что поделаешь! Кто-то сказал: последние годы ХХ века это расцвет поэзии без читателя. Правда, в истории поэзии так уже бывало неоднократно. Однако, время сегодня уже внесло свои коррективы. Отсутствие “железного занавеса” привело к тому, что поэты России и Франции сами нашли друг друга. - А кто был “наводчиком” мостов, то-бишь, переводчиком? - Французских авторов переводил на русский язык петербуржец Михаил Яснов. А с русской поэзией французов познакомила парижанка Кристина Зейтунян, поэт, переводчик, интересный художник. - Собирается ли Университет Нестеровой издавать новый совместный сборник современной российской и зарубежной поэзии? - Да, в этом году нами будет издан русско-немецкий сборник при поддержке нашего государства и мэрии Москвы. - Так, в конце концов, Университет Нестеровой, что он собой представляет? Чему у Вас отдается предпочтение – точным наукам? гуманитарному образованию? - Я бы сказала, что наш Университет – “высшая школа точных искусств”. |