Михаил Дзюбенко
Три грани алмаза
«Русский курьер», № 3, 28 мая 2003.
Соединение
различных имён действует иногда по принципу оксюморона и даёт неожиданный эффект.
Это касается не только политики.
Но
в нашем случае ничего неожиданного нет. Такое впечатление, что под одной
обложкой совершенно естественно соединились, со-ставились разные кусочки поэтического
зеркала, некогда разбитого безжалостными публицистами – вождями распоэченной
страны.
В
60–70-е Андрей Вознесенский собирал стадионы. И читал те самые знаменитые
стихи, смысл которых вырастал из буквенных и звуковых генов: Гойя – Горе –
Голод; гвоздь – звезда (кстати, эти слова этимологически родственны). И даже
печатался в советских издательствах. И окружал его Сиваш соцреализма.
А
в это самое время Константин Кедров и Елена Кацюба отстаивали право быть самими
собой. Кедров защищал диссертацию по литературоведению, преподавал в Литературном
институте, открывал Жданова, Парщикова и Ерёменко. Кацюба скромно перебирала
библиографические карточки (и не считала это занятие поэтическим фактом –
привет Рубинштейну!). Лишь в кругу друзей и на каких-то редких вечерах они
могли почитать свои стихи. Стихи, созданные как бы по принципу дополнительности:
то, что у Кедрова волна, у Кацюбы частица.
И
невозможно было представить, что это будет напечатано как-то иначе, нежели на
пишущей машинке.
Вознесенский
был официально признанным поэтом, Кедрова и Кацюбы официально как поэтов не
существовало вовсе: они не были и не имели шансов стать членами Союза писателей
СССР, а значит, печататься, быть услышанными. С сегодняшней точки зрения, от
Вознесенского их отделяла условность – но тогда это была условность жизни и
смерти.
В
противоположность официальному Союзу литературных динозавров Кедров и Кацюба
создали своё, добровольное общество – Охраны Стрекоз.
И
вдруг всё изменилось. Исчезли союзы – республик и писателей, словно сложились
какие-то стрекозиные перепонки. И теперь появление этих трёх поэтов под одной
обложкой кажется совершенно естественным: кому, как не им, быть вместе?
Набоков
писал о фасеточном зрении Гоголя: насекомое не видит предмета целиком, а выхватывает
его отдельные увеличенные детали – не алмаз, а грани алмаза.
Поэтические
грани доосского алмаза сложены из букв. Каждый поворот алмаза даёт новую игру
смысловых лучей, и для каждой в филологии придумано множество интересных
терминов: анаграммы, кругозвучия, палиндромы и
т.д.
Однако
поэзия – воплощённое время, и переход от слова к слову есть образ временнóго
шага.
Время
раннего Вознесенского движется скачкообразно, как электрон с орбиты на орбиту:
Я
– Гойя!
Глазницы
воронок мне выклевал ворог, слетая на поле нагое.
Я
– Горе.
Но здесь уже намечены и две другие важнейшие
особенности стиля. Во-первых, анаграмматизм – ключевые слова рассредоточиваются
отдельными буквами по стиховой материи и собираются в новое ключевое слово:
Я – голос
войны,
городов головни на снегу сорок первого года.
Я
– Голод.
Во-вторых, циклическое время, которое при всех
разрывах возвращается к исходу и смыкается с ним как часть с частью в целое.
Такое «змеиное время», кусающее себя за хвост, станет одной из основ поэтики Вознесенского:
Боже
отпусти на не
Лампа-жизнь
разбилась попо
Ты
не оправдала меч
На
этом же основаны и знаменитые контаминационные круговертни Вознесенского:
Послушайте
зов сумасшедшей шаланды,
шаланды
– шаландышаландышаландыша –
ландыша
хочется!
Поэтическое
время Елены Кацюбы в наибольшей степени можно охарактеризовать как волшебное: в
любой момент может произойти превращение всего во всё.
Свинец
непроницаем для радиации
но
силы вошли в СВИНЕЦ
как
бесы вошли в СВИНЕЙ
С ВИНОЙ ветхой
С ВИНОМ новым
С ВИДОМ неведомым
С АИДОМ античным
с криком ДАЙ ДОМ
РАЙ ДАМ
В
звуко-буквенных сплетениях Кацюбы, в отличие от трагично звучащего Вознесенского,
слышится аромат признаний и восторг заклинаний:
Тен
чениго иревекас депарга
Нет
ничего красивее гепарда
Ягуар
– гяур, гений угрозы
Красивые
всегда грозны
Нио
гвесад –
они
всегда.
Поэзия
Кедрова полнее всего являет освобождение от материи – физической и стиховой. Мнение
о нём как о сверхсложном, элитарном поэте поверхностно – очень часто его стихи звучат проще традиционных:
Утром
я не открыл окно,
чтобы
не выйти в сад:
там
в саду не цвела сирень
и
не горел закат;
там
я не задал себе вопрос,
но
не получил ответ:
–
Это
не тот и не этот сад,
тот, а не этот свет.
Использование всех современных поэтических средств
приводит не к утяжелению кедровского стиха, а к его облегчению, передающему
мистическое чувство освобождения от
земной тяжести. В каждом миге скрыта вся Вселенная, вечность, и каждый человек
– эхо другого:
Человек
человеку – Ангел
Ангел
Ангелу – Человек.
Фокусируя
солнечные лучи смысла, три грани алмаза направляют их в человеческую душу.
Часто
приходится слышать сетования на нынешнее непоэтическое время.
«Все звери приближаются к звёздам чем звезднее тем
зверинее Ихтиозавр – вот истинная Медведица они не умерли но ушли на небо» (К.
Кедров «Астраль»).
Все поэты приближаются к звёздам, чем звезднее, тем
поэтичнее. Стрекозавр – вот истинный поэт, они не умерли, но ушли в ДООС .